Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях. Системно-информационная картина мира - это сложное целостное понятие, являющееся обобщенным информационно-языковым отражением взаимосвязанных фактов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории. Формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира, определяющейся понятиями «система», «информация», «модель — картина мира», причем ключевым понятием является понятие «информация». Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Происходит смена образовательных парадигм: XX век — узких профессионалов, XXI век — системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий). На первый план выходят философские концепции, высказанные еще К.А. Гельвецием о том, что знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов. Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний, то сегодня в значительной степени внимание сосредоточивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение. Данная программа представляет преподавание информатики в виде развивающего курса информатики для начальной школы. Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления — не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний (элементами системы — базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь — возвращение информации на следующем этапе ее передачи. Системное мышление - это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности. Один из постулатов, создающих основу системного мышления это: Проблема — это не проблема сама по себе, а часть большого процесса, включающего много «других» объектов, другого «поведения» и «других» значений. На практике дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретенным ранее, органично вписывая новое в имеющуюся систему миропонимания, что влечет ее изменение, дополнение, а иногда и пересмотр уже существующих элементов системы знаний. Структура кружка, построенная в ключе развивающего обучения, включает задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоение нестандартных связей между входной и выходной информацией. Информационное моделирование — наиболее эффективное в данном контексте направление. Хотя в начальной школе ему уделяется мало времени. Цель кружка – овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации
Основные задачи кружка состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием стандартных программ , овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой.
Решение данных задач способствует: выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации формированию алгоритмического мышления школьников развитию навыков проектно-творческой деятельности воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач · В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. · Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять работу на компьютере РазделТемаКоличество часовПрактические работы
Техника безопасности
и
организация рабочего места ( 1час) Техника безопасности
и
организация рабочего места ( 1час) 1
Информация и информационные процессы (2 часа)1. Что такое информация. 1
2. Действия с информацией. 1
Компьютер (23 часа) Здравствуй, класс компьютерный11
Клавиатура.11
Процессор. Память.11
Устройства ввода, вывода.11
Практическая работа «Клавиатура»13
Игра «Собери поровну»
Клавиатурный тренажёр.13
Работа с мышью12
Курсор 12
Игра « Колобок» 1
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word (7 часов)Назначение и основные возможности1
Мир шрифтов.1
Практическая работа «Набор текста и форматирование 1
Оформление открыток, поздравлений11
Практическая работа: «Создание рисунков».11
ВСЕГО: 33 1517
Литература: 1. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики, Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г. 2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993. 4. Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая гвардия, 1991 5. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998 6. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999, 7. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000 8. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001